Зал № 232
Караваджо написал картину «Лютнист» около 1595 года по заказу его покровителя кардинала Франческо дель Монте. Позже ее купил друг дель Монте — антиквар и любитель искусства Винченцо Джустиниани. К 19 веку род Джустиниани обеднел настолько, что собиравшаяся столетиями коллекция в 1808 году пошла с молотка. Еще до начала торгов российский император Александр I лично попросил директора Лувра Доминика Виван Денона купить «Лютниста» для Эрмитажа.
Караваджо. Лютнист
Около 1595 года кисть Караваджо явила миру «Лютниста», созданного для кардинала Франческо дель Монте, его покровителя и ценителя. Впоследствии полотно перешло в собрание Винченцо Джустиниани, друга кардинала, антиквара и страстного поклонника искусства. Время, однако, неумолимо: к 19 веку род Джустиниани утратил былое величие, и фамильная коллекция в 1808 году была выставлена на торги. Еще до начала аукциона российский император Александр I, очарованный красотой «Лютниста», обратился к Доминику Виван Денону, директору Лувра, с личной просьбой приобрести шедевр для императорского Эрмитажа.
Художник не обошел стороной библейские мотивы, искусно завуалировав их под покровом реалистичного повествования, так что лишь внимательный взгляд способен различить в обыденности священные знаки.

Внезапно букет и фрукты слева открывают перед нами зашифрованные символы излюбленной темы художника - Иисуса. Оказывается, каждый цветок в этом натюрморте – не случайный гость, а посланник, несущий в себе закодированную историю земного пути Христа. Ирис, словно небесный гонец, возвещает о явлении Спасителя, несущего мир бренной земле. Роза же, с ее бархатными лепестками и колючими шипами, повествует о страданиях и крови, об уходе из земной жизни. Белые цветы жасмина, благоухающие нежной любовью, шепчут о всепрощении. Белый цвет – символ чистоты и непорочности, вне времени и эпох.

Алый цветок шиповника, словно отблеск багрянца на древнем полотне, вновь отсылает к терновому венцу Христа – кощунственному символу, возложенному на Него в насмешку над мнимым царским достоинством. Шиповник, подобно терновнику, – растение, ощетинившееся колючками, напоминающими о страданиях Спасителя. И словно капли запекшейся крови, рубиновые плоды шиповника навевают скорбные мысли о пролитой Им крови.

Искусно подобран и фруктовый ряд. Фиолетовая слива, словно застывшая капля скорби, вновь напоминает о крестных муках и смерти Иисуса. Зеленый инжир – символ страданий Спасителя на кресте и торжества воскресения. А груша, сочная и спелая, – зашифрованное послание о нежной любви Творца к своему миру.
Свяжитесь с гидом
Свяжитесь с гидом
чтобы узнать подробности
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Напишите нам в чат
Telegram
Phone
WhatsApp
VK
Made on
Tilda